Эпикур

ЭПИКУР (341—270 г. до н. э.) — древнегреческий  философ-материалист эпохи эллинизма, основатель эпикуреизма как философской  школы. Эпикур написал около 300  трудов, но до наших дней дошли лишь три «Письма», адресованные  Геродоту, Пифоклу (учение о природе), Менекею (этическое учение) и  афористически сформулированные «Главные мысли». Физика (учение о природе) и каноника (теория  познания) рассматриваются Эпикуром только как основания этики. Главная цель философии, по Эпикуру,  обеспечение безмятежности духа  (атараксия), свободы от страха перед смертью и богами. Возрождая  атомизм Левкиппа-Демокрита, Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атома.  Существенные характеристики атома —  фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечном пространстве, под действием тяжести атомов.  Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут «отклоняться» и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного  «отклонения» атомов была введена Эпикуром для ограничения де мокритова детерминизма и  обоснования свободы человека в  этике. Эпикур утверждает  бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть  сочетание атомов — особо тонких и рассеянных по всему телу; и  поэтому подлежит разрушению, не является бессмертной.  Источником знаний Эпикур считал  чувственные восприятия, подчеркивая их безошибочность. Все  заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не  обладающего непосредственной,  эмпирической очевидностью. Цель  философии достижение  счастья. А счастье понимается как удовольствие, т. е. «отсутствие  телесного страдания» или  невозмутимость души. В соответствии с таким пониманием удовольствия Эпикур различает: 1)  естественные и необходимые  удовольствия; 2) естественные, но не  необходимые; 3) не естественные и не необходимые удовольствия.  Только удовольствия первого типа  несут наслаждения. (Эпикур  исключает любовь из их числа.)  Наибольшее благо для счастливой жизни — дружба. Политическая  деятельность расценивается им как препятствие на пути достижения счастья. Но главными  препятствиями является вера человека в  бессмертие и вера во влияние богов на человеческую жизнь. С точки  зрения Эпикура, вера в бессмертие — главная причина страха смерти, да и страха вообще. Однако, по Эпикуру, смерть нас вообще не касается. Пока существуем мы, смерти нет, когда приходит смерть — нет нас. А  притязание человека на вечное  существование есть ненасытное  вожделение, не признающее границ,  положенных самой природой. Эпикур не отрицает существования богов, но оригинально доказывает их  непричастность людским делам наличием зла в мире. Образ жизни Эпикура и его характер полностью  соответствовали исповедуемым им  философским принципам. Философия  Эпикура оказала большое влияние на новоевропейскую философию (Гассенди и др.).

Рекомендуем прочитать