Энгельс

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820— 1895) — один из  основоположников марксизма. Становление его мировоззрения проходило в  период промышленного переворота в европейских странах и в период революционных выступлений. В марте 1839 г. Энгельс пишет свое первое публицистическое произведение «Письма из Вупперталя», в которых он обращает  внимание на тяжелое положение рабочего класса. Одной из центральных  проблем становится критика религии. Сильное воздействие на сознание Энгельса оказала книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835), в которой автор показал, что содержанием Евангелия являются мифы и  легенды. Энгельс изучает философию, труды Гегеля, особенно его увлекает философия истории, диалектика. Однако он не был удовлетворен  философией Гегеля, его учеников, хотя некоторое время был членом кружка младогегельянцев. В 1841 г.  опубликовал статью «Шеллинг о Гегеле», критикуя мистические идеи  Шеллинга. В 1842 г. выходит в свет  брошюра «Шеллинг и откровение».  Энгельс остается в тот период на  позициях идеализма, хотя критикует уже многие принципы гегелевской  философии. Переезд в Англию, работа на фабрике помогли ему понять  противоречия буржуазного общества, особенно противоречия между  буржуазией и пролетариатом,  политическое бесправие рабочих,  недостатки рабочего движения. Статьи этого периода свидетельствуют о его переходе на позиции  коммунизма и материализма, завершается его переход от революционного  демократизма к социализму. Была  подготовлена и выпущена первая  совместная работа с К. Марксом —  «Святое семейство». В этой работе дана формулировка идеи о  всемирно-исторической миссии пролетариата. Начинается разработка  диалектического и исторического  материализма на основе критического анализа предшествующей  философии. В «Манифесте  Коммунистической партии» Маркс и  Энгельс доказывают неизбежность гибели капитализма и победы  нового, справедливого,  бесклассового общества. Дано обоснование необходимости  социалистической революции. В дальнейшем Энгельс выступает против  прудонистов и лассальянцев, которые стремились навязать  диктаторские методы руководства  рабочим движением. В 1867 г. была закончена работа Маркса над  первым томом «Капитала». Второй и третий тома были подготовлены к изданию после смерти Маркса Энгельсом. Энгельс публикует «Анти-Дюринга» (1878),  работает над «Диалектикой природы». В полемике против Дюринга  разработан широкий круг вопросов философии (о материальном единстве мира, о свободе и  необходимости и др.). Энгельс  защищает философский материализм и диалектику. В «Диалектике  природы» содержится очерк  развития науки от эпохи Возрождения до Дарвина. Энгельс показывает, как диалектическое понимание природы опровергает взгляды  материалистов-метафизиков. При этом подчеркивается роль  практики, производства, науки в развитии общества. В работе  содержится обобщение выводов  естествознания, на основе которых развивается материалистическая диалектика. Энгельс предлагает диалектико-материалистическую классификацию естественных наук. В 1886 г. пишет произведение «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой  философии». Энгельс раскрывает  отношение марксистской философии к философии Гегеля, высоко  оценивая диалектику Гегеля и подвергая критическому анализу  идеалистический характер системы. Энгельс показывает прогрессивное  значение антропологическо-материалистической философии  Л.Фейербаха и ограниченность этой формы материализма. В этой работе  Энгельс подробно останавливается на характеристике основных  положений новой философии —  диалектического и исторического  материализма, формулирует основной  вопрос философии, отмечает главные недостатки метафизического  материализма, дает определение  диалектике и т. п.

Рекомендуем прочитать