Эмпириомонизм

ЭМПИРИОМОНИЗМ   разновидность эмпириокритицизма, разработанная А. А. Богдановым (псевдоним А. А. Малиновского), По всем основным вопросам эмпириомонисты разделяли  взгляды Маха и Авенариуса. Они  отрицают существование материи как объективной реальности,  утверждают, что элементы психического опыта тождественны с  элементами всякого опыта вообще, так как тождественны с элементами  опыта физического, «элементы  физического опыта» признаются  тождественными с элементами  «психического» или элементарными ощущениями. Вместе с тем  Богданов отмечал, что «...физическое тело есть результат группировки  и систематизации восприятий  сначала индивидуальных, затем  коллективных» (Эмпириомонизм, кн. 2). По Богданову, все существующее есть организованный опыт, который выступает как содержание единого познания. По его словам, он дает  монистическое толкование опыта  (эмпириомонизм). Трактуя опыт как  совокупность чувственных данных, Богданов занимал  субъективно-идеалистические позиции, однако  подобно Маху и Авенариусу, иногда  прибегал и к материалистическому  объяснению опыта. Вопросы  познаваемости мира решались эмпириомонистами с позиций агностицизма, абсолютного релятивизма.  Представители эмпириомонизма пытались обосновать свои социологические взгляды, выдвигая теории  тождества общественного бытия и  общественного сознания, учение «об универсальных законах», «закон экономии сил».

Рекомендуем прочитать