Эмпириокритицизм

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ — («Критика опыта») —  субъективно-идеалистическое течение, форма позитивизма на втором этапе его развития. Эмпириокритицизм  возник во второй половине XIX в. в  Австрии и Германии.  Основоположники: Э.Мах и Р.Авенариус.  Основные теоретические источники — философия Беркли, Юма и Канта. Исходный принцип: вещь —  комплекс ощущений. «Для нас материя не есть первое данное. Таким  первичным данным являются скорее элементы, которые... называются ощущениями» (Мах Э. «Анализ ощущений». М., 1907). «То, что мы называем материей, есть только  закономерная связь элементов  (ощущений)» (там же). Эмпириокритики отрицают существование материи как объективной реальности,  понятие материи как остаток старых,  некритических воззрений,  объективный характер законов реального  мира. «Человек — творец законов  природы», — заявлял Пирсон.  Понимание опыта эмпириокритиками  является эклектическим: при  определении опыта смешиваются  противоположные философские точки зрения. Опыт они трактуют то как  специальный случай психического, то вводят понятие «полный опыт», который отождествляют с принципиальной координацией Авенариуса, то  выдвигают определение, которое дает возможность толковать опыт с материалистических  позиций. Вместе с тем, как писал Ф. Ковеларт: «От точного  определения терминов: «опыт» и  «чистый опыт» зависит смысл всей этой философии». Теория  познания эмпириокритицизма  основана на принципах юмовского  агностицизма. В ряде работ познание характеризуется как  биологическое приспособление, что  фактически сводит мышление человека на биологический уровень.  Эмпириокритики пытались  использовать новые открытия в  естествознании в конце XIX — начале XX вв. для обоснования своей философской теории.

Рекомендуем прочитать