Эмпедокл

ЭМПЕДОКЛ из Агригента (о. Сицилия) (ок. 490—430 гг. до н. э.) — древнегреческий  философ, поэт, политический деятель, медик и, как утверждает легенда,  чудотворец. Эмпедокл предпринял  попытку реабилитировать  представление о движении, наблюдаемое в  чувственно-конкретном мире, в  оппозицию элеатам. Но он был солидарен с ними в отрицании небытия,  пустоты, отрицании реального  существования смерти и рождения. Как и элеаты, Эмпедокл придерживался  мысли о том, что ничто из ничего не  возникает. Поскольку движение  возможно, постольку оказывалось  невозможным единство бытия, оно должно быть множественным,  плюралистичным. Движение, в том  числе возникновение и уничтожение  вещей, происходит в результате  перемещения и смешивания  «элементов», «корней» вещей — известных античности четырех стихий: огня, воздуха, земли и воды. Элементы вечны и неизменны, а потому  Божественны. Они сплошь занимают пространство, взаимодействуя друг с другом. Вещи отличаются  количественным содержанием стихий.  Источники движения — Филия  (любовь) и Нейкос (вражда, ненависть), которые также Божественны.  Любовь — причина единства и добра, она соединяет разнородное и  разделяет однородное. Вражда —  причина множества и зла, разделяет  разнородное и соединяет однородное.  Эмпедокл признает не только  разумное, но также в отличие от элеатов, чувственное познание. От вещей  исходят испарения, которые, попадая на органы чувств, распознаются в них сходными элементами.  Таким образом, Эмпедокл считал, что «подобное познается  подобным». Мышление он помещал в сердце, а проводником являлась кровь. В учении о душе Эмпедокл придерживался орфической идеи переселения душ. Душа есть  демон, изгнанный за первородный грех с Олимпа, в потоке  перерождений она должна его искупить.

Рекомендуем прочитать