Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experi mentum — проба, опыт) — термин, широко применяемый в философии и методологии науки; обозначает, как правило, исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. Иногда понятие  «эксперимент» отождествляется с  «методом познания» (см., например, «Философский энциклопедический словарь». М., 1989). Однако  «эксперимент» есть форма практической, а не духовной деятельности, которая входит в него как компонент. В  эксперимент входят: 1) система  приборов и других средств, используемых в ходе исследования объекта; 2)  материальный объект, испытывающий воздействие со стороны тех или иных факторов; 3) гипотеза или идея, выдвигаемая исследователем с целью ее проверки; 4) метод (общие принципы) и методика проведения эксперимента; 5) экспериментатор или группа лиц, обслуживающих приборы (экспериментальную  установку), управляющих ими,  наблюдающими за ходом  эксперимента, фиксирующих его  результаты. Прибор есть материальное тело, способность которого  отражать свойства других  материальных тел используется человеком в целях их дальнейшего познания. Имеются приборы-усилители  органов чувств (микроскоп,  телескоп и т. п.),  приборы-измерители, приборы-детекторы  (приборы-преобразователи), способные преобразовать невоспринимаемые нашими органами чувств свойства в свойства, доступные нашему восприятию. Благодаря действию приборов и факторов, воздействующих на объект (к примеру, воздействие  рентгеновых лучей в генетике на ее  традиционный объект —  мушку-дрозофилу) происходит изменение  этого объекта (в генетике —  мутации, изменение наследственных свойств). В отличие от простого наблюдения, эксперимент  означает активное вмешательство  исследователя в структуры  природных и социальных систем. С  помощью эксперимента  исследователь может ставить объект в строго контролируемые условия,  менять их, точно определять связь причины и следствия, ускорять или замедлять процессы, которые в естественном состоянии протекают либо крайне медленно, либо слишком быстро. В отличие от  живого созерцания и внешнего  наблюдения процесс наблюдения в  эксперименте способен привести к  обнаружению сущностных моментов и новых закономерностей в  исследуемых объектах. В процессе  эксперимента возможны случайные  (нередко и негативные) воздействия  прибора на изучаемый объект. Их  результаты могут расходиться с  целями, поставленными  экспериментаторами. Однако субъект способен предпринимать меры, чтобы свести к минимуму такие воздействия. Еще важнее то, что порой эти  воздействия специально вызываются, а затем специально изучаются. Подобная практика, связанная с  использованием вероятностно-статистического подхода и математизации, получила название рандомизации  эксперимента.

Рекомендуем прочитать