Экология

ЭКОЛОГИЯ — наука об  отношениях растительных и животных  организмов и образуемых ими  биотических сообществ между собой и окружающей средой. Термин «экология» введен в 1866 г. Э. Геккелем («Всеобщая морфология  организмов»), ограничившимся  экологией животных, которую он  понимал как исследование физиологии взаимоотношений организмов и внешней среды. С углублением и дифференциацией экологических исследований экология стала  пониматься шире. В первой половине XX в. в качестве особых научных дисциплин формируются экология человека как социальная ветвь  антропологических исследований и  социальная экология, изучающая  закономерности взаимодействия  человеческого общества и окружающей среды, а также проблемы, связанные с последствиями социальной  деятельности и необходимостью  рационального природопользования и природоохранных мер. Резкое  усиление интенсивности и масштабов воздействия человека на природу, превращение индустриальной  деятельности в новый и весьма  существенный фактор  геохимических процессов,  сопровождающийся истощением ресурсов и  загрязнением окружающей среды, вызвали к жизни в 70-е — 80-е гг. целый ряд  общественно-политических движений, выдвинувших всевозможные  прогнозы-предостережения и активно  принявшихся за поиски альтернативных концепций будущего:  «альтернативное движение», «экосоциализм», «неоконсерватизм» и др. С углублением экологического кризиса первоначальные  установки отдельных альтернативных проектов, основывавшихся на критике «массового общества», централизованной крупной  технологии, государства и рыночной экономики и нередко  выдвигавших утопические экологические идеи, сменяются моральным  подходом к глобальной  проблематике, подчеркивающим  необходимость коренного переосмысления места и роли человека в  окружающей среде. Происходит  формирование нового, холистически  ориентированного экологического сознания, исходящего из  целостности природных экосистем и равноценности всех форм жизни. Суть экосознания состоит в  понимании неизбежности  радикальных изменений в самом человеке, в системе его верований и  этических воззрений, и потому на  первый план выдвигается неотложная задача преодоления  антропоцентризма, являющегося  доминирующей чертой иудео-христианского  мировоззрения и сциентистски-рационалистического мышления Запада. В поисках фундаментальных  теоретических оснований своих взглядов сторонними экологической  переориентации морали обращаются к идеям западных мыслителей — А.  Швейцера, М. Хайдеггера, К. Г. Юнга и др., надеясь обнаружить подобные  основания в пределах западной  ментальное, и к восточным эзотерическим учениям и религиям.

Рекомендуем прочитать