Душа

ДУША — понятие,  выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и  внутренний мир человека. В  философском словаре Э.Л. Радлова (М., 1913) понятие «душа»  характеризуется как принцип жизни,  ощущения, воли, мышления и  чувства. В древности душа нередко отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма (обычно с дыханием) или его составными частями (чаще с кровью). У  разных народов существовали  представления (метемпсихоз, сансара) о способности души отделяться от тела и получать различные воплощения. Античные учения о душе раскрывают ее с различных сторон. У Платона — душа  человека бестелесна, подвержена  метемпсихозу, содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее — разумное начало,  среднее, могущее быть помощником разуму, — волевое и низшее,  более всего приверженное телу, — вожделеющее. Разум человека  соединяет его с космическим духом — миром идей. Задача души — подчинить себе телесность (она по природе хаотична) и  постараться заслужить после смерти лучшую участь в новом теле, а если удастся, не возрождаться, но навсегда вернуться на свою  родину — звезду. Платон, следуя античному архетипу отношения  между человеком и миром как  микрокосмом и макрокосмом, развивает  учение о мировой душе, связывающей идеи и материю, дающую  творческую жизненность макрокосму. Он и полис осмысливает по аналогии с душой: его идеальное государство составляют три сословия,  соответствующие трем силам души; правят там философы, носители  разумности. Платон выдвигает доводы в пользу бессмертия души: близость по устремлениям к идеальному, а значит — непространственному, не составному, следовательно —  неразложимому, нераспадающемуся,  вечному; кроме того, душа — госпожа над телом, что делает ее ближе  Божественному, а боги бессмертны; далее — душа содержит в себе  знания об идеальном, которое не могла бы получить в мире вещей, видимо, она сама пришла из мира  идеального. У Платона также  предполагается, что душа неуничтожима просто как принцип жизни; есть и  соображения в русле этического  обоснования бессмертия — ради  справедливого воздаяния за все совершенное в жизни. Общее понимание души у Платона идеалистическое.  Значительно отличаются от него  воззрения атомистов — Демокрита,  Эпикура и др. Душу они видят  смертной, состоящей из атомов,  рассеивающихся в пространстве при  разрушении тела. В философии  Аристотеля человек представляется прочно укорененным в мире вещей, и душа его сугубо индивидуальна,  неразрывно связана с данным телом. Бессмертным в человеке может быть только безличный чистый разум, совпадающий с Нусом-Умом — космическим духом. По Аристотелю, существует три рода душ: растительная,  присущая растениям, с функциями  питания и воспроизводства;  чувствующая, свойственная животным, ее функции — ощущение,  стремление и движение; разумная, она есть у людей и богов. Аристотель верит в силы души, способные доставить счастье в одной жизни, и не надеется на загробное  воздаяние. С точки зрения  христианства, человеческая душа  происходит от Божественного духа, дана каждому непосредственно Богом, несет в себе образ Божий, дар  разума, речи, свободы, творчества. Тело изначально создано  соответствующим душе. Но грех  поражает и душу и тело, делает его  смертным, ущербным, страдающим. Душа мечется между добром и злом, между духовным и  плотским. Духовное в вере, надежде, любви, поднимает ее к  праведности и к Божественному духу, плотское и гордыня тянут вниз к эгоизму и пренебрежению верой. В ней и в следовании Христу — спасение души и обретение  особой — духовной безгрешной и прекрасной телесности. В Новое время душа все больше  становится предметом опытного изучения в ее связи с телесностью. Начало этому кладет Декарт, рассматривая живые существа, кроме человека, просто как механизмы. Психология, следуя естественнонаучным  эталонам, все теснее сближается с  физиологией. XX в. опять возрождает и развивает философские учения о  душе, способной соединять мир вещей с духом.

Рекомендуем прочитать