Дунс Скот

ДУНС СКОТ Иоанн (1266— 1308) — монах-францисканец, крупнейший представитель  зрелой средневековой схоластики. Родился в Шотландии. Обучался, а затем преподавал в  Оксфордском и Парижском  университетах. Наиболее значительное  произведение — «Оксфордское  сочинение», представляющее собой комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского. В своих  сочинениях Дуне Скот выступил против томистской установки на примирение философии и  теологии. Предмет философии, по Дунсу Скоту, бытие как сущее,  которое она постигает посредством абстракций, доказательств и  демонстрации ради знания как  такового. Теология, в отличие от  философии, занимается предметами веры, предназначением человека, и направлена не на достижение знания, а на улучшение  поведения людей путем убеждения и  откровения. Он отвергал  возможность рационалистического  обоснования идеи творения,  бессмертия души, подчеркивая, что  человек постигает эти идеи через личный духовный опыт, а не через  доказательства. Воля автономна по  отношению к разуму и может не  прибегать к его рекомендациям. Более  того, разум зависит от воли, так как Бог — это абсолютная свобода, ни один закон не является законом,  пока он не принят Божьей волей. Что касается человека, то именно воля, а не разум — гарант самоопределения человека. Дуне Скот выдвигает  восходящую к Аристотелю идею  индивидуальности абсолютного бытия, а следовательно, идею его  неподчиненности общим законам  рациональности. Но определять эту  позицию как «волюнтаризм»  неправомерно, так как воля и  индивидуальность, с точки зрения Дунса Скота, не порывали связи с бытием и не приводили к произволу, а скорее обосновывали сущность и  существование. Бытие — это место встречи умозрения и откровения. Бытие есть непосредственно явленная часть  Божественной сущности. Однако,  поскольку Дуне Скот выступал против томистского выделения  существования как особого аспекта реальности, т. е. лишал сущность ее  экзистенциального значения, а тем самым  способности быть исходным центром детерминации в мире бытия, его «метафизика воли» была  потенциальным источником  иррационализма. В споре об универсалиях Дуне Скот занял позицию номинализма. Подчеркивая примат единичного, индивидуального, он изобретает для выражения начала,  индивидуализирующего сущее — термин «этость». Индивид — это  единство свойств, присущих именно «этой» вещи. Познавая себя с  помощью интеллекта, человек  получает универсальное, но очень абстрактное и неопределенное знание. По-настоящему  конкретно, индивидуальное может быть понято только интуитивно.  Философская позиция Дунса Скота стала со временем, благодаря  усилиям его учеников, противовесом томистской онтологии, созданной Фомой Аквинским. Строя  философию как строго рациональный дискурс, Дуне Скот сделал ряд важных открытий в логике:  различение абстрактного и  конкретного, формального, реального и модального, отличение в логике двух кванторов общности:  «всякий» (в смысле каждый) и  «любой». Дуне Скот признавал  автономию, хотя и второстепенную, частных наук для детального  познания реальности, что  стимулировало интерес к научному  исследованию.

Рекомендуем прочитать