Добро и зло

ДОБРО И ЗЛО — категории этики и идеи морали,  выражающие в предельно обобщенном  виде должное (нравственную  ценность) и недолжное  (нравственную антиценность). Добро есть высшее благо как конечная цель, а также восходящая к ней  пирамида промежуточных целей, к  достижению которых человек  обязан стремиться. Зло —  ценностно-противоположная цель. В  некоторых дуалистических учениях — зороастризме, например, утверждается наличие двух  противоборствующих на равных мировых принципов — доброго и злого,  необходимость для человека выбора между ними. В европейской  культуре преобладает иное понимание их соотнесенности: добро  представляет самостоятельное начало бытия, а зло субстанционально не укоренено, оно есть лишь недостаток добра.  Такая позиция позволяет  обосновывать прогресс в морали, объяснять, почему нравственное  совершенствование не сокращает расстояния между должным и сущим,  увеличивая, тем не менее, благо в  действительности. Для этого надо принять, что осуществление целей, ведущих к благу, открывает новые высоты в добре, поднимая уровень должного. Нравственная обязанность человека — долг состоит в тоу, чтобы,  руководствуясь совестью,  преобразовывать согласно этим целям свой  внутренний настрой и поведение,  отношение к людям и к миру.  Исполнение долга повышает достоинство человека: расширяется область  благого в его жизни, растет свобода, развиваются добродетели, — он  совершенствуется. Существуют  социально-исторические и  индивидуальные различия в понимании высшего блага, целей и путей его  достижения. Соответственно, идея добра  получает различное содержание,  отождествляясь с той или иной целью: индивидуального счастья, спасения, пользы (личной, общественной),  наслаждения, освобождения,  сохранения миропорядка и др. В  Древней Индии добро определяется в конечном счете ценностями  освобождения от воплощений и  слияния с Брахманом; в Древнем  Китае — сохранения традиционного семейно-государственного  порядка согласно воле Неба; в  Античности — следования  космическому Логосу; в Христианском Средневековье — Божественным заповедям и примеру Христа. В Новое время в Западном мире на первый план постепенно  выдвигается ценность свободного индивида как  культурно-исторического существа,  развивающегося в единстве с прогрессом  человечества. Категорический  императив Канта призывает поступать так, чтобы человечество в лице каждого было свято. Сведение  добра к различным видам блага  является одним из источников  релятивизма в морали и может вести к ограничению ее действенности; остается открытым и вопрос о том, что такое добро само по себе. Известный современный  британский этик Дж. Мур полагал, что добро понятийно неопределимо, оно постигается интуитивно. Другую, довольно весомую  концепцию выдвинул немецкий  философ Н. Гартман,  утверждавший, что добро может быть  рационально понято как «телеология ценностей в реальном мире» — целенаправленное претворение в жизнь ценностей, а зло — как  «телеология антиценностей в реальном мире». Оба мыслителя сходятся в признании основополагающей  значимости добра в человеческом  существовании.

Рекомендуем прочитать