Детерминизм

ДЕТЕРМИНИЗМ — понимается как объективный процесс  детерминации и как учение об объективных процессах детерминации.  Детерминизм — это учение о всеобщей  обусловленности природных,  общественных и психических явлений. Так как главным в детерминизме  является вопрос о причинности, то его можно определить еще как учение о всеобщей причинной  обусловленности природных, общественных и психических явлений (не забывая, однако, что причинность не  исчерпывает данное понятие: в него входят «необходимость» и  «случайность», «закон», «телеономия» и др.). По общей  мировоззренческой ориентации все учения детерминизма можно  подразделить на материалистические и идеалистические, религиозные, а по подходу к решению вопроса о соотношении случайности и  необходимости, свободы воли и  необходимости — на  метафизические и диалектические;  метафизические (антидиалектические) подразделяются, в свою очередь, на фаталистические и индетерминистские. В фаталистических концепциях абсолютизируется необходимость (причем —  однозначная необходимость) и  недооценивается или отвергается вовсе случайность. Так, Б. Спиноза  заявлял, что случайной какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания. В «Системе природы»  французского философа П. Гольбаха (1770) отмечается: все причинно обусловлено в том смысле, что даже в вихре пыли, поднятом  бурным ветром, нет ни одной  молекулы, которая расположена  случайно. Каждый поворот  молекулы строго необходим. Точно так же вечно деятельная природа  указывает человеку каждую точку линии, которую он должен  описать на Земле. В страшных  судорогах, сотрясающих иногда общество (т.е. в революциях) нет ни одного действия, ни одного слова, ни одной мысли, ни одной страсти у участников революции, которые не были бы необходимыми, которые не происходили бы так, как они  должны происходить.  Материалистическому фатализму в истории  общественной мысли противостоит  индетерминизм. Так, американский  философ Сантаяна утверждал, что вся материальная действительность представляет собой поток  случайностей; то, что люди обычно  принимают за необходимость, считал он, есть «заговор случайностей». В  естествознании распространены  представления о «свободе воли»  электрона, о «свободе» генов осуществлять процесс мутагенеза и т. п.  Фаталистический детерминизм, как и  индетерминизм отрицается  диалектиками (например Гегелем),  связывающими воедино случайность и  необходимость, необходимость и  свободу воли.

Рекомендуем прочитать