Деррида

ДЕРРИДА Жак (р. 1930) — французский семиотик,  философ-постструктуралист, заложил основы деконструктивистской  теории литературного анализа.  Основные работы: «О грамматологии», «Позиции», «Психея:  изобретение другого». В своем творчестве ассимилировал традиции Ф.  Ницше, З.Фрейда, лингвистической философии, феноменологии,  концепцию М. Хайдеггера. Один из центральных моментов  концепции — критика понятия «центра» (первоначала, субстанции,  сущности, сознания) как некоего  организующего иерархического  начала классической «логоцентри ческой» философии. Мир  культуры и сам человек  рассматриваются Дерридой как бесконечный текст. Бесконечное число  интертекстуальных связей неизбежно ведет к принципиальной полисемантичности любого текста, к его смысловой текучести и  неопределенности. Отсюда он выводит  утверждение о принципиальной  метафоричности,  художественности всякого мышления, в том  числе и философского. Центральным понятием философии Дерриды как работы с текстом является введенное им понятие  деконструкции как своеобразного  симбиоза деструкции и реконструкции. Деконструкция, по его мнению, является разблокированием  процесса понимания, выявлением внутренней противоречивости текста, столкновением  «остаточных смыслов» прошлого и  современных смысловых стереотипов. Одно из важных понятий его философии — понятие следа. Оставляя «следы» друг на друге, различные тексты уничтожают  причинно-следственную направленность,  порождают круговое смысловое  движение. Смысловая неисчерпаемость любого текста, невозможность окончательного синтеза требует при его анализе включения игровой  установки. Отсюда — внимание Дерриды к случайным смысловым  совпадениям, которые, тем не менее, всегда что-то «значат». Это  позволяет разрушить устойчивые бинарные оппозиции истины и лжи, добра и зла (например, яда и лекарства,  девственности и порока). Но  разрушение принципов классического  философствования не может привести к созданию принципиально новой концепции, философ уже не может говорить от своего имени, вырваться за рамки интертекстуальности,  существования в сфере культурных полей.

Рекомендуем прочитать