Деизм

ДЕИЗМ — термин, впервые  зафиксированный в 1564 г. как  характеристика антитринитариев-социниан, отвергавших основной  догмат христианства о триединстве  Бога, но вместе с тем решительно  отрицавших их характеристику как атеистов. В дальнейшем деисты  считали себя сторонниками  «естественной религии», отождествляемой с моралью. Фактическим  основоположником понимаемого таким образом деизма был французский философ XVI в. Ж. Воден,  воззрения которого изложил  английский философ Э. Г. Чербери в  своем «Трактате об истине» (1624). Там утверждаются пять  основных положений «естественной религии»: 1) существует  наивысшее существо; 2) его следует  почитать; 3) наиболее достойное  почитание его—добродетель и  благочестие; 4) преступления и  проступки требуют раскаяния; 5)  существует воздаяние в загробной жизни. Сторонников деизма в этом смысле во Франции, Англии и др. европейских странах в XVII—XVIII вв. было очень  много, они нередко должны были скрывать свои подлинные  взгляды и представлять себя  добропорядочными христианами. Однако немало среди них было и дерзких, даже воинствующих анти-клерикалов, врагов официальной  церкви. Самый знаменитый из них — Вольтер. Термин «деизм»  употребляется и более широко,  особенно в марксистской литературе. В этом смысле под деизмом  подразумевают тех философов,  которые, познавая закономерности мира, сводили в нем к минимуму роль Бога, считали его внеприродным абстрактным началом, за которым сохранялся лишь  минимум человеческого интеллекта. Такому Богу приписывалось то, что было недоступно  рационализирующему человеческому уму,  необъяснимо средствами тогдашней науки. Понимая это, Спиноза именовал  такого Бога «убежищем незнания». Различные варианты трактуемого подобным образом деизма  развивали Декарт, Локк, Гоббс, Лейбниц, Толанд, Монтескье, Вольтер,  Ломоносов и др.

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать