Цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Понятие  цивилизации раскрывается часто в связи с понятием культуры. Иногда эти понятия или отождествляются (В.О.Ключевский, З.Фрейд, Н.Я. Данилевский, некоторые  современные авторы) или резко  противопоставляются (Ш. Фурье, И. Кант, О. Шпенглер, Н. А. Бердяев).  Содержательное толкование цивилизации дается в работах Л.Г.Моргана («Древнее общество, или  исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к  цивилизации») и Ф.Энгельса  («Происхождение семьи, частной  собственности и государства»). Ее  особенности связываются с развитием  промышленности, с быстрым  развитием науки, достижениями в духовной культуре, со связующей ролью  государства и все это — с товарным  производством, существованием  социально-классовых отношений. При этом особо выделяется такое  развитие общественных  производительных сил, которое является плодом науки, изобретений, разделения и комбинирования труда, улучшения средств сообщения, создания  массового рынка. Развитие цивилизации тесно связывается с изменением  образа жизни людей: возникает  массовое стремление к  приобретению вещей, к комфорту и  удобствам, к созданию красивых и  надежных машин, домов, участию во множестве развлечений,  приобщению к «массовой культуре». В соответствии с этим общее  понятие цивилизации раскрывается как выражение такого периода в истории общества, который  следует за варварством и который связан с существованием  товарного производства и  социально-классовых отношений,  характеризуется интенсивным и  разносторонним развитием  промышленности, техники, науки,  искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей, а также появлением  соответствующего образа жизни людей,  некоторых общих черт их поведения и внешнего облика. Л.Морган и Ф. Энгельс предполагали, что  цивилизация не последняя ступень общественного развития. В  будущем ее заменит общество, в  котором не будет товарного  производства, классов и государства и  возродится в высшей своей форме девиз древних родов — свобода, равенство и братство. Все это  будет связано с равенством прав, всеобщим образованием,  подлинной демократией в управлении, братством внутри общества,  высокими достижениями опыта,  разума и науки. Кроме общесоциологического понятия цивилизации, которое дано выше и которое  выгодно отличается от многих других, есть немало частных подходов к  этому понятию, не связанному с  обозначением какого-либо особого  периода истории (научная, техническая, западная, французская, мировая, земная, космическая и другие  цивилизации). Общесоциологическое понятие цивилизации значительно отличается от понятия культуры. Цивилизация существует не на всех ступенях истории, имеет, как  правило, общечеловеческий характер, связана не столько с творчеством, оригинальным созданием  культурных ценностей, сколько с их  массовым тиражированием и т. п.  Понятие цивилизации как явления в  основном техногенного широко  используется в теориях  индустриального общества, применяется как средство особого, цивилизационно го подхода к истории. В ряде работ этот подход удачно сочетается с  методом формационного анализа  общества.

Рекомендуем прочитать