Цицерон

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 до н. э.) — древнеримский философ, оратор и политический деятель. Как философ  сформировался под воздействием идей  синкретической философии эллинизма,  испытав влияние практически всех ее школ. Главная заслуга Цицерона как мыслителя в том, что он  популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к ее плодам, выразил в своей философии римскую самобытность, особое самосознание, отличное от  самосознания греков, но такое же  античное. Затрагивая проблемы  онтологии и натурфилософии, Цицерон обращается к потомкам и находит происхождение мира от богов, а времени от вечности. Критикуя антропоморфный взгляд на богов, рассматривает их как  олицетворение и обожествление природных сил и человеческих  потребностей. Мир предстает как  порождение единого разумного начала. Отвергая стоическую идею  божественного промысла, Цицерон находит мироуправляющую силу в природном законе, который сродни человеческому разуму. Критериями истинной религии выдвигаются вера в разумный миропорядок и уважение к  государственному богослужению. В вопросах гносеологии  Цицерон, оставаясь последовательным сторонником академиков,  отстаивает идею непосредственной  достоверности и всеобщей  врожденности моральных понятий,  которые принадлежат бессмертной  душе. Философ призывает следовать заложенной в душе природе,  истинная сущность которой  раскрывается только в деятельности.  Однако римский мыслитель остается и на твердой почве рассудка и  фактов, рациональная организация которых определяет знание («Об обязанностях»). Цицерон обосновывает гуманную сущность и  высокое социальное значение  философской деятельности, отстаивает  принцип единства философской теории в реалиях фажданской жизни («Об ораторе», «Тускуланские беседы»). Особое внимание Цицерон  уделяет вопросам этики, изложенным в сочинениях «О границах добра и зла», «Катон старший, или О  старости», «Лелий, или О дружбе»,  «Тускуланские беседы», «Об  обязанностях» и др. В основу этических взглядов философ кладет, с одной стороны, стоический принцип, что жить должно согласно природе, а с другой — перипатетический  принцип меры, благодаря которым,  руководствуясь разумом, достигается совершенство. Это состояние  связано с четырьмя основными  добродетелями: мудрости, мужества, умеренности и справедливости,  которых достаточно для счастья как высшего блага. К высшим благам Цицерон относит также дружбу и славу, в основе которых лежит  добродетель, способная победить  старость, боль и смерть. Римский  философ выступает против  стоического фатализма и дивинации, полагая, что в ход мировых событий  постоянно вмешивается свободная  воля человека как результат его  самоопределения. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права, считая наилучшей формой  государственного правления  «смешанную», которая соединяла бы  элементы демократии,  аристократии и монархии, видя ее  прообраз в устройстве  республиканского Рима. Эстетические  вопросы не выделялись Цицероном в отдельную проблему, однако  античное сознание автора  органично включает их в свое  мировоззрение, где символом красоты выступает весь космос как  универсальное государство, а такие категории, как закон,  государственное устройство, правители, граждане и др. выступают для Цицерона категориями  одинаково и юридически, и  космологическими, и эстетическими.  Идейное наследие Цицерона прочно связано с такими именами  латинской патристики, как Лактанций, Амвросий, Иероним, Августин. Его философия находила отклик в свободолюбивых взглядах эпох Возрождения и Просвещения.

Рекомендуем прочитать