Чувственное познание

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе  непосредственного взаимодействия  субъекта с внешними предметами. Это ощущение, восприятие и  представление. Ощущение отражает  отдельные свойства объектов (красное, твердое, сладкое и т. д.); восприятие — воспроизведение целостных предметов; представление —  чувственный образ явлений, с которыми в данный момент человек не  взаимодействует (таковыми являются  образы памяти). Высшей формой представлений выступает  воображение, представляющее собой  процесс преобразования образов в  наглядном плане, осуществляемом при ведущей роли мышления.  Представление как бы стоит на стыке чувственного и рационального  познания: оно включает в себя  конкретное, наглядное и в то же время является обобщенным образом.  Человеческие восприятия и  представления неразрывно связаны с  мышлением, они тем самым имеют  осмысленный характер. При оценке  познавательной роли чувственного опыта выявляются две  тенденции. Одна из них выражена в  теории символов, отрицающих  сходство ощущений и восприятий с внешней реальностью; они здесь рассматриваются не как образы действительности, а в виде  знаков. Другой подход представлен материалистической теорией  отражения, для которой ощущения, восприятия и представления есть образы действительности.  Образность чувственных данных  определяется их внутренним  единством с практикой, что находит свое проявление в их предметности, целостности, избирательности и дифференцированности.  Познавательная роль чувственности раскрывается в научном  познании — в научном наблюдении и эксперименте, наглядном  моделировании. Совокупность  чувственных данных образует  содержание эмпирического опыта как необходимого звена в развитии научных теорий. Чувственное восприятие и представление  значимы и в постижении  внутреннего мира человека, эта их функция проявляется в самонаблюдении, эмпатии и понимании, которые активно используются в  гуманитарном познании и искусстве.

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать