Чернышевский

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ  Николай Гаврилович ( 1828—1889) — философ, экономист, публицист, литературный критик, идейный глава  революционно-демократического движения в России  второй половины 50-х — начала 60-х гг. Родился в Саратове в семье священника, учился в  духовной семинарии. В 1851 г.  заканчивает  историко-филологическое отделение Петербургского университета, преподает в  саратовской гимназии, потом — в  Петербургском кадетском корпусе. Еще в студенческие годы изучает сочинения Гегеля и Фейербаха, Сен-Симона и Фурье, а позже — Смита, Рикардо, Конта, которые наряду с Герценом и Белинским оказали решающее влияние на его мировоззрение. В 1854 г. он защищает магистерскую  диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», в ней с материалистических  позиций переосмысливает эстетику Гегеля. «Прекрасное есть жизнь», «жизнь выше искусства», которое воспроизводит действительность для ее объяснения, — это  основные идеи диссертации. С 1856 г. 442 Чернышевский Чернышевский — один из  редакторов журнала «Современник»,  ставшего идейным центром  революционной демократии. Здесь  появляются его «Очерки гоголевского  периода русской литературы» (1856)  философское осмысление развития не только литературы, но и  социальной жизни. Статьи Чернышевского, опубликованные, в «Современнике» до реформы 1861 г., призывают к  освобождению крестьян с землей. В 1862 г. он написал работу «Письма без адреса» (запрещена цензурой, впервые опубликована за границей П. Л. Лавровым), в которой  убеждает, что реформа антинародна, а  подлинное освобождение крестьян  может быть достигнуто путем  революционного перехода к социализму. Чернышевский был сторонником  некапиталистического развития  России, развития равноправных  коллективистских отношений, прообраз которых он находил в сельской  общине. В 1860 г. появляется основное философское произведение  Чернышевского — «Антропологический принцип в философии». Здесь он не только следует за Фейербахом, но идет дальше — к пониманию  объективных социальных условий,  определяющих жизнь людей, их  историю. Он рассуждает о материальном единстве мира, о естественном  взаимодействии человека с природой как основе сознания и социального  существования. Он считает, что  мышление, теоретическое познание  должно опираться на чувственный опыт. Он говорит о науке, в  особенности естествознании, как двигателе общественного прогресса. В этике отстаивает теорию  «разумного эгоизма». В 1862 г.  Чернышевский под арестом по  подозрению в написании подрывной прокламации. Около двух лет его держат в Петропавловской  крепости. Здесь он пишет роман «Что делать?» ( 1863) о «новых людях», способных осуществить  революционное преобразование России. Суд приговаривает его к каторге и ссылке. Начинаются долгие годы вынужденного молчания. Семь лет Чернышевский отбывает на каторжных работах, с 1871 г. он на поселении в Вилюйске, глухом уголке Сибири. В 1883 г. ему  разрешают переехать в Астрахань, а за полгода до смерти — в родной Саратов. В понимании природы, сознания, общества, его истории Чернышевский стремился  отстаивать материализм. Ему это не всегда удавалось. Так, историю он представляет как объективный процесс поступательного  развития общества. По его словам, это развитие зависит от  «обстоятельств экономической жизни», «материальных условий быта». Он говорит о борьбе «сословия капиталистов» и «сословия  работников» как «главном  содержании» истории буржуазного  общества. Но одновременно  утверждает, что «прогресс основывается на умственном развитии», а «основная сила прогресса — это  наука». Об этом его статьи «Характер человеческого знания», «Критика философских предубеждений  против общинного землевладения», «Франция при Людовике  Наполеоне», «Общий характер элементов, производящих прогресс».

Рекомендуем прочитать