Человек

ЧЕЛОВЕК — центральное  философское понятие, от интерпретации содержания которого зависит  познавательная, социальная,  ценностная ориентация любой  философской системы. Трудность,  «неуловимость» определения данной  категории связана с тем, что  «человек» есть одновременно и личностно-ориентационная, и философско-теоретическая проблема. Проблему человека как личностно-ориентированную можно сформулировать следующим  образом: «человек есть постоянная проблема для самого себя». Философско-теоретическое  содержание категории «человек»  требует выяснения отношения  человека к самому себе, к себе  подобным, к обществу в целом, к  природе, к Богу. Поскольку изучение человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира, постольку проблема  человека оказывается центральной философской проблемой,  предельно сближается с предметом философии вообще. Центральное место данной проблемы в  философии было осознано не сразу. В древности человек  рассматривался как часть космоса, как  элемент мирового порядка. Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то  превращал человека в один из  многочисленных модусов духовной субстанции. Только И.Кант  открыто ставит проблему «Что  такое человек?» в центр  философского исследования. По-своему развивая идеи, заложенные в  христианской концепции человека, Кант рассматривает его как  существо, принадлежащее и к миру  природы и к миру свободы. Соотношение двух указанных аспектов проблемы человека закрепляется во  взаимосвязанной системе понятий  «природа человека», «сущность человека». Понятие «природа человека»  выражает ту ситуацию, в которой  находится изначально каждый человек; это его «стартовые условия»,  противоречивое единство материального и духовного, природного и  социального. В данном понятии отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего». Сущность человека — это результат свободного выбора из двух  возможностей, предоставленных индивиду его собственным существованием, его «природой». Не может быть «двух сущностей» человека как двух равноправных вариантов выбора. Сущность человека — это путь творчества, самопожертвования, свободы. Сущность человека  никогда не совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Сущность человека — это понятие из мира должного. Совпадение  сущности и природы человека  характерно для субстанционалистского  подхода к человеку, стремящегося  найти неизменную основу его бытия, неизменные качества (натурализм просветителей, антропологизм Л. Фейербаха, фрейдизм,  прагматизм). Для другой группы теорий  характерен десубстанциональный, процессуальный подход к  человеку, рассмотрение сущности  человека в качестве регулятивного  понятия, идеала (экзистенциализм, герменевтика, феноменология, отчасти марксистская концепция человека).

Рекомендуем прочитать