Ценности

ЦЕННОСТИ — особый  социальный феномен положительной значимости в системе  общественно-исторической деятельности людей. Впервые последовательно разграничил и противопоставил сферу сущего (фактического) и должного (ценностного) И.Кант. Ценность, по И.Канту, «есть предмет, существование которого само по себе всегда есть цель, а не средство». Теория ценностей (аксиология) входит в  философию как особая дисциплина  благодаря работам Г. Лотце и  неокантианцам Баденской школы. С  точки зрения неокантианцев,  ценности как сфера должного,  нормативных идей разума, фактически и логически предшествует  сущему. Ценности выступают  критерием для отбора и  систематизации фактов человеческой  истории, метод отнесения к  ценностям выявляет смысл уникальных исторических событий. Но сами ценности не могут быть  подвергнуты научному анализу, по  мнению неокантианцев, так как  имеют лишь одно измерение —  значимость для субъекта. В  феноменологии (Н.Гартман, М. Шелер) ценности рассматриваются как объективные феномены, не  относящиеся ни к миру материальной действительности, ни к области субъективного. Они составляют  область объективного духа, как  вместилища всех возможных целей и смыслов человеческой  жизнедеятельности. Актуализация ценностей происходит через познающего и  деятельного субъекта как свободной личности. В неопозитивизме  ценности противопоставляются фактам. Ценностные суждения  рассматриваются как фиксация эмоциональных состояний и желаний субъекта  оценки, не обладающая познавательным значением. В марксистской  традиции ценности рассматриваются как объективные по своей природе, но подвергающиеся оценке со стороны социального субъекта. Оценка при этом выступает как специфическая форма проявления познания. Ценность — функция явлений служить деятельности людей, быть ее целью и средством, определенная общественно-индивидуальная  значимость явлений. Отношение к  ценности есть ценностное отношение. Ценности связаны с реальной  деятельностью человека. Только тогда, когда мы рассматриваем  общественное бытие человека в аспекте  субъект-объектного отношения, мы  можем зафиксировать явление  ценности. Мир ценностей есть особый мир, характеризуемый тем, что  ценности выражают  социально-личностную форму бытия явлений  действительности. Ценности, например, неотделимы от природных  предметов, но они не сводятся только к физико-химическим свойствам. Явления природы приобретают ценностную характеристику лишь в той мере, в какой они  вовлекаются в сферу человеческой деятельности и отношений  людей. Ценность — свойство  социума и его составных  компонентов. Она неотделима и от самого человека. Нравственные,  общественно-политические, деловые качества человека выражают его ценностное бытие.  Объективность ценности в этом случае  определяется деятельностью  (прежде всего  предметно-практической, на основе которой и  развивается мир ценностей). Ценности могут классифицироваться по разным основаниям. Они делятся на положительные и  отрицательные, объективные и  субъективные, материальные и духовные, общечеловеческие и  индивидуально-личностные. Это —  ценности самих вещей, ценности  логические, этические и  эстетические. Ценности связаны с  оценкой. Оценка — неотделимый  элемент сознания,  сформировавшийся в ходе человеческой  деятельности. Деятельность, стало быть, не только порождает  функциональное бытие явлений  действительности, их ценность, но и формирует субъективную  способность, с помощью которой  выражается ценность. Оценка и есть средство осознания ценности  природного и социального мира, а  вместе с тем осознания человеком  собственной личностно-индивидуальной значимости. В оценке  раскрывается единство значения и смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей.

Рекомендуем прочитать