Целое и часть

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ. Одно из классических определений  понятия «целое» принадлежит  Аристотелю. «Целым, — писал он, — называется (1) то, у чего не  отсутствует ни одна из тех частей,  состоя из которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно» (Соч. в 4 т., T.I. M., 1975. С. 174—175). Понятие  «целое» близко к понятию  «система», однако между ними имеется различие. Говоря «целое», мы ставим вопрос: целое чего? И  отвечаем — целое частей. Части  чего? — Части целого. Целое как бы транслирует, передает свою  специфику частям. В каждой части есть специфика целого. Что  касается понятия «система», то оно соотносится с понятием «элемент». Элемент не несет в себе специфику целого, он зачастую имеет  противоположные признаки, чем сама  система (например Н20 и Н, О).  Взаимоотношения части и целого  оказались довольно сложными, что в  истории философии было выражено в антиномиях целого и частей и в  противоборстве разных концепций: меризма, абсолютизирующего часть в отношении к целому, холизма,  абсолютизирующего целое и видящего в нем мистическое духовное и  непознаваемое начало (пример,  концепция Я.Смэтса), и диалектической концепции. Главные из антиномий целого и частей таковы: 1)  положение — целое есть сумма частей. Противоположение — целое больше суммы частей; 2) части  предшествуют целому. Целое предшествует  частям; 3) целое причинно обусловлено частями. Целостный подход  противоположен причинному и  исключает его; 4) целое познается через  знание частей. Части как продукт  расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.  Диалектический подход «снимает» эти противоположности. Первая  антиномия в диалектике решается так: целое есть сумма частей в  количественном отношении и целое больше суммы частей в качественном  отношении. При решении второй  антиномии дается ответ: части и целое не существуют друг без друга; одно  целое порождает другое целое  посредством общей части.

Рекомендуем прочитать