Бытие

БЫТИЕ — существование,  действительность, реальность.  Рассмотрение бытия составляет  предмет особого раздела философии — учения о бытии (онтологии).  Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов,  противопоставивших бытие небытию и  доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено. Элеаты тем самым  первыми выдвинули тезис о тождестве  бытия и мышления. В последующей истории философской мысли  сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. В  философии Платона бытие  подразделялось на три соподчиненных в  генетическом, качественном и эти ко-эстетическом отношении уровня: умопостигаемое бытие вечных  бестелесных идей («истинно сущее»), чувственно-постигаемое бытие  подражающих идеям вещей и бытие предметов искусства, подражающих вещам. В неоплатонизме появляется идея Единого —  неструктурированного абсолюта, рождающего из себя бытие. Неоплатоники сохраняют платоновское деление бытия на уровни (исключая только  обособление мира искусства), но привносят в его осмысление новые дихотомии: материя у них противопоставляется духу как периферия бытия —  центру, как тьма и зло — свету и благу, и как единичность и раздробленность — Единому. В философии  Аристотеля главную роль в  осмыслении бытия играют категории  возможности и действительности. Выдвигая вопрос о сущности (о сверхчувственных основаниях) бытия в качестве предмета своей «первой философии»  (метафизики), он выделял в качестве  причин всякого бытия материю — его возможность и  форму—перспективу актуализации. Бытие  возможно как чистая актуальность (Бог), чистая возможность (первоматерия) и как соединение  материи и формы. В Новое время возникают новые подходы к  пониманию бытия. Д. Беркли в XVIII в. создается  субъективно-идеалистическая парадигма, выраженная им формулой:  «существовать — значит быть в  восприятии». Для разделявших ее философов XIX—XX вв.  вопросы о бытии материи и духа, вещей и идей есть вопросы скорее  психологические, чем философские (эмпириокритицизм,  прагматизм), а то и вовсе —  псевдовопросы (позитивизм). Для  абсолютного идеализма XIX в. и  материализма XVIII—XX вв. в  осмыслении вопроса о бытии  принципиальное значение имеет  противоположность духовного  (сознания) и материального, который решается совершенно различным образом. Идеалист Гегель,  придерживавшийся панлогистской точки зрения о тождестве бытия и мышления, считал, что категория бытия не может быть раскрыта  иначе, чем через систему других  категорий, с которыми она логически  связана. В его философском учении  чистое мышление начинает  развертываться с наиболее пустой категории небытия, переходящего в свою  противоположность — категорию  бытия, и весь этот процесс объемлется категорией становления, в  результате чего возникает категория  наличного бытия — переход к другим  категориальным «триадам» (качество — количество — мера и т. д.).  Материализм XVIII—XIX вв. не уделял большого внимания проблеме  бытия как такового, но фактически отождествлял бытие с материей во всех ее проявлениях. В  материализме диалектическом данная  проблематика вновь ставится в центр  внимания. Он объявляет  онтологический вопрос о соотношении материи и сознания «основным» вопросом философии. В диалектическом  материализме основной  противоположностью становится  противоположность материи и сознания, а  бытие разделяется на бытие  идеального и материальное бытие. Последнее считается первичным,  определяющим, а первое — вторичным,  зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие  «отражение»: идеальное (сознание) есть отражение материального, что  нужно понимать не как зеркальное  копирование, а как сложный процесс воспроизведения в идеальных формах материального бытия. В философии XX в. проблема  бытия также активно осмыслялась в экзистенциализме  применительно к человеческому  существованию.

Рекомендуем прочитать