Булгаков

БУЛГАКОВ Сергей  Николаевич (1871—1944) — русский  религиозный философ. Основные работы: «Два града»,  «Философия хозяйства», «Свет  невечерний», «Купина неопалимая», «О Богочеловечестве»,  «Философия имени». Как и многие его  современники, Булгаков С. Н. в ранние годы увлекался марксизмом, однако считал необходимым «поверять Маркса Кантом». Булгаков остро ставил вопрос о теории прогресса и считал, что социальный идеал должен формулироваться как  религиозно-метафизическая  проблема. Такой подход  способствовал обращению к философии «всеединства» В. С. Соловьева, стремившегося создать систему, в которой наука, философия и  религия внутренне и органически связаны друг с другом. Находясь на позиции  трансцендентального идеализма, Булгаков в процессе познания признавал значение интуиции, которую он отождествляет с верой. Для него рационализм дорог как критицизм, а о корнях бытия может  поведать только откровение, которое  затем может получить философскую обработку. Мир сотворен Богом — это аксиома веры. Принцип антино мизма в мышлении как единство  логического и алогического имел для Булгакова коренное значение.  Метафизика «всеединства» привела к его софиологии, разрабатываемой П.Флоренским. Булгаков идет от космоса к Богу, основы его  философских построений лежат в  космологии, поэтому у Булгакова остается различие между абсолютом и  космосом. София, как идеальная основа мира, стоит между абсолютом и  космосом, как некое «третье бытие», соединяющее в себе и  божественную и тварную природу. Мир  принадлежит самому себе, он  действительно имеет в себе творящую и движущую силу. Космос есть  живое, одушевленное целое, поэтому Булгаков выдвигает понятие «Души мира», которая, содержа в себе все, является единящим центром мира, это энтелехия мира. София  выступает как вечная женственность и  материнское лоно бытия, как четвертая ипостась. Мир идей, содержащийся в Софии, существует для тварного мира не только как его основа, но и как норма, предельные задания.  Понятие Софии у Булгакова  раздваивается, так как при творении мира  осуществляется создание в Софии двух центров — неба и земли, что и  создает различение Софии  божественной и Софии космической, то есть потенциальной софийности мира и Софии как идеальной  основы мира. Впоследствии София божественная, сопринадлежная абсолюту, и София тварная  окажутся тождественны. Этика  Булгакова связывает существование зла с «ничто», которое врывается в осуществленное уже  мироздание, как хаотизирующая сила. Он готов признать, что бытие в его свободе не софийно, что и  создает возможность зла. Человек — центр мироздания, единство микрокосма и макрокосма,  природа только в человеке осознает себя, очеловечивается.  Выдвигает человечество как целое, в  качестве подлинного субъекта творческой деятельности.  Искупление греха — это и есть путь человека. Булгаков считает, что все социальные отношения, культура, экономика, политика, человеческое творчество и  познание должны быть  перестроены на религиозных началах.  Булгаков разрабатывает проблемы философии хозяйства, считает, что необходимо понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия. Проблема  философии хозяйства — о человеке в природе и о природе в человеке. Булгаков анализирует жизнь как первоначало хозяйства, которое всегда есть борьба жизни и смерти, свободы и необходимости,  механизма и организма.

Рекомендуем прочитать