Буддизм

БУДДИЗМ — учение, созданное принцем Сиддхартхой Гаутамой (623—544 гг. до н. э.), заключается в трех ключевых идеях: 1) ненасилие; 2) благоговение перед любой  формой жизни; 3) избавление от  страстей — причины страданий. Принц, наделенный физическими  достоинствами, интеллектуальными  совершенствами, богатством, властью был «обречен» на праздную и  беззаботную жизнь, но однажды Гаутама увидел страдания человеческие и путь спасения — путь аскезы.  Гаутама становится отшельником,  пытаясь найти путь спасения  человечества от страданий. Он создает новое учение, сформулировав «четыре благородные истины буддизма»: 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется, т.е. пятикратная привязанность к  земному — вся человеческая жизнь,  включая и наслаждение, есть страдание); 2) причина страданий — страсти, желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия,  чуждайтесь страсти и наслаждения»; принципиально важно, что  источник страданий — само желание жизни; 3) чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения  нирваны (нирвана — это состояние преодоленности страданий,  отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой,  абсолютная непроницаемость для желаний и страстей); 4) путь,  ведущий к нирване — это восьми членный путь спасения: 1.  Истинное воззрение или усвоение  четырех благородных истин буддизма. 2. Истинное намерение: принятие этих истин как личной  жизненной программы. 3. Истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к  нравственной цели. 4. Истинные  поступки: нанасилие, ненанесение вреда живому. 5. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. 6. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут  возвращаться. 7. Истинное  памятование: постоянно помнить о том, что все преходяще. 8. Истинное сосредоточение: духовное  самопогружение отрешившегося от мира человека. Учение буддизма потребовало создания тщательно разработанной философии и  особой логической системы (это единственная в мире логика, не  восходящая к учению Аристотеля — логика навья-ньяя или «новый  метод»). Фундаментальной  философской энциклопедией буддизма стал трактат «Абхидхармакоша»,  написанный в V в. Васубандху. В нем по-новому интерпретируются  главные концепции буддизма (четыре благородные истины, закон причин и следствий, закон морального  возмездия, путь спасения,  перерождения, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхарма). Трактат Васубандху отличается четкой  постановкой вопросов,  терминологической определенностью, логикой, тонким анализом и  доказательностью. Его можно сравнить по  фундаментальности с произведениями Аристотеля и Гегеля. Дхарма —  элемент бытия, психофизический  компонент, составляющий  человеческую личность. Дхарма материальна и не материальна. Как правило, дхарма существует лишь в  настоящий момент, хотя возникновение ее из небытия и исчезновение в  небытии также предполагает какую-то форму ее жизни. Существует  бесконечное множество дхарм,  беспрестанное возникновение которых на один миг и составляет  материальный и нематериальный мир  человеческого бытия и личность. Дхармы делятся на «омраченные» и  «неомраченные»; это дало возможность разработать технику освобождения человеком самого себя от  «омраченных» элементов и приобретения благоприятных условий на пути для достижения нирваны, которая трактуется Васубандху как форма небытия, противоположная  бытию. Существование человека — мгновенное мерцание мириадов дхарм, возникающих из небытия и уходящих в небытие, каждая из которых обладает четырьмя  признаками: возникновением,  пребыванием, старением и  разрушением. Буддийское понимание кармы: 1) волевые усилия и  целенаправленные действия,  сопровождающие волевые усилия; 2) воля  вселенной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует ее формы в  различных мирах, жизненное усилие. На первом пункте настаивали сторонники хинаяны («малая  колесница» или «узкий путь  спасения» — только путь монаха), на втором — последователи махая ны («большая колесница», или «широкий путь спасения», когда просветленный может лично  спастись сам, но остается в море страданий, чтобы спасти других). Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в  момент смерти — рождения карма в соответствии с накопленными добродетелями и пороками  реальной жизни должна  «перетряхнуть» все составляющие личность дхармы, распределить заслуги не только на предстоящее  существование, но и определить  интенсивность их воздействия в  последующей жизни. В этот момент карма должна определить место рождения, родителей, страну, расу, облик,  характер, состояние сознания и т.д. Концепция кармы призвана  обеспечить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она имеет не только всеобщий  характер, но и «является чем-то  роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих поступков». С другой стороны,  буддизм несколько ограничивает  действия кармы и предоставляет человеку определенную свободу для  сознательного выбора своих действий: действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у  человека остается возможность  совершить их при той или иной степени благости или греховности мысли. То есть можно говорить о  существовании определенной области для проявления некоторой свободы  воли. Наиболее общим условием ее осуществления будет направление усилия сознания в сторону  благоприятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход  позволяет перевести теорию в плоскость практической деятельности  человека и задать направление движения именно в сторону буддийского  этического идеала. Буддизм отрицает Бога — создателя вселенной и  творца живого существа. Более того, он отрицает и душу человека.  Перенесение моральной  ответственности с бога на самого человека было важным моментом в  развитии учения о человеке в  индийской философии. Человек в  буддизме стал творцом собственной судьбы и самого себя.

Рекомендуем прочитать