Богочеловечество

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО — понятие христианского  мировоззрения, выражающее единство в Иисусе Христе двух природ — божественной и человеческой. Принятию тезиса о богочеловечестве Христа предшествовали  дискуссии, в ходе которых были  отвергнуты монофизитство и монофелитство. Отрицание или  преуменьшение человеческой природы Христа и, соответственно, признание  божественной в качестве единственной или определяющей получило  название монофизитства. Монофизиты утверждали, что божественное так воздействовало на человеческую  сторону Христа, что она стала  принципиально иной, отличной от  человеческого в остальных людях. Тем  самым они склонны были признать в боговоплощении Сына лишь  некоторый символический и  иносказательный смысл. Монофизитство обесценивало страдания Христа и принижало значение его  мученической смерти. Монофелитство,  признавая в Христе две природы,  говорило о наличии одной воли —  божественной. Тем самым человеческое превращалось в пассивное,  недвижущее начало. Монофелитство  оказывалось связанным с идеей  отречения от воли. На VI  Константинопольском соборе (680 г.)  монофизитство и монофелитство были осуждены и был официально  закреплен тезис о Христе как  «истинном человеке и истинном Боге». Это означало, что Христос обладает  полнотой божественного и полнотой  человеческого; две природы  существуют в нем нераздельно и неслиянно. Идея богочеловечества получила новую интерпретацию в философии Вл. Соловьева. Согласно  Соловьеву, общественная история с  момента возникновения  христианства приобретает новый смысл: она становится богочеловеческой. Исторические деяния  людей приобретают возможность реализовать божественный  замысел. Для Соловьева Богочеловечество есть распространение христианской нравственности на все сферы общественных  отношений: на политику, экономику и т.д. Согласно Соловьеву,  общество должно стать  «организованной нравственностью».

Рекомендуем прочитать