Бог

БОГ — основное понятие  религиозного мировоззрения. Понимание Бога различается в зависимости от особенностей того или иного  религиозного направления.  Примитивной формой понимания Бога  являются фетиши, которым поклонялись первобытные народы. Фетиш — необработанный предмет  природы, наделяемый магическими свойствами и служащий  объектом поклонения. Другой формой примитивной трактовки Бога  являются идолы, т.е. специально создаваемые объекты культа. В Древнем Египте  божественными почитались животные,  особенно священный бык Апис.  Высшими божествами считались  также бог солнца — Ра, луна — Ах, небо — Нут, земля — Кеб. Боги ряда народов, например, древних греков и римлян  человекоподобные (антропоморфны). Они  рождены подобно людям, хотя и  бессмертны. Они являются  увеличенными копиями людей и ведут себя не лучше людей: ссорятся,  враждуют, строят козни и т. д. Их  множество, поэтому такое понимание характеризуется термином  «политеизм» или «многобожие». Боги политеизма — это  многочисленные, находящиеся внутри мира  существа, которые олицетворяют  собой действующие в мире  божественные силы и явления. В отличие от этого, монотеистические  религии, такие, как иудаизм,  христианство, ислам исповедуют  единого Бога. Единый Бог монотеизма есть существо духовное и  находится превыше мира. Рядом с единым Богом не находится  ничего равного или близкого ему по божественности. Монотеистические религии разработали сложное и всестороннее учение о Боге. Богу присваиваются высшие духовные совершенства, такие, как: вечность, независимость, самобытность и  неизменность, вездеприсутствие,  всеведение, премудрость (в  христианстве София), благость, любовь и  милость, праведность и истина,  творчество и всемогущество,  беспредельное величие и неприступная слава. Бог противопоставлен  материальному миру, для которого  характерны ограниченность и  несовершенство. Бог олицетворяет  высшую нравственность, в отличие от земного мира, где преобладают  заблуждения, пороки, злодеяния и бедствия. Однако земной мир не  покинут Богом. В частности, человек получил от Бога свободу  самостоятельного выбора между добром и злом. Приобщиться к Богу человек может через молитву, соблюдение религиозных обрядов и таинств и через практическое стремление к праведному образу жизни. Тезис о надмирности (сверхприродности) Бога, характерный для  монотеистических религий, делает  необходимой разработку специального  учения о путях познания Бога — богопознания. Бог несопоставим ни с  одним из предметов чувственно  воспринимаемого мира, поэтому прямое и исчерпывающее познание Бога  невозможно. Основной путь познания Бога ^апофатический, т. е.  негативный. Апофатическое богословие (в христианстве) утверждает, что мы можем последовательно  указать на то, чем Бог не является, постепенно суживая круг  значений. Непосредственным  источником богопознания является  священный текст — Тора и Талмуд в иудаизме, Библия — в  христианстве, Коран — в исламе.  Священный текст, однако, должен быть правильно истолкован и понят, для чего также разрабатываются специальные методы.

Рекомендуем прочитать