Боэций

БОЭЦИЙ Северин —  христианский философ, римский  государственный деятель. Родился в 480 г. н. э. и в 524 г. был казнен по обвинению в заговоре. Перевел на латинский язык логические  сочинения Аристотеля и Порфирия, многих других авторов, которые оказали влияние на  формирование философских взглядов  Боэция. Наиболее известная  философская работа Боэция «Утешение философией», в которой  продолжены традиции античной  культуры, где философия наделяется жизнетворческой и  душеспасительной функцией. Боэций не  использует путь откровения, так как нет ничего мистического и  сверхразумного, а утверждает, что все истины бытия доказываются  рациональным языком философии. Последняя у Боэция имеет облик строгой смертной женщины с вечно молодыми горящими глазами,  которая для утешения и исцеления  использует свои лекарства — знания и идеи, а единственный способ  лечения — логическое рассуждение,  иллюстрируемое поэтическими  образами. Боэция интересует проблема судьбы в двух модификациях, как фортуна и рок, которые он  рассматривает с позиций стоицизма.  Счастье человека находится в нем  самом, в его душе. Человек — это  существо, причастное божественному разуму, это образ божий, и образ этот заключается в его бессмертной душе. Боэций придерживается учения Платона о природе знания как  припоминания. Положительно решает проблему существования  безусловного основания человеческой  нравственности, выводя существование высшего и абсолютного блага из  наличия благ низших и  относительных. Отождествляя благо с Богом, Боэций приводит ряд аргументов в доказательство бытия богов,  большинство из которых носят  космологический характер. Представляя  Бога на манер плотиновского  «единого», Боэций наделяет его чертами трансцендентности и  сверхразумности, но вместе с тем видит в Боге  источник всякого бытия и разума.  Вводит понятие «божественного  разума», с помощью которого Бог-благо творит мир, пользуется он также и идеей «мировой души». Боэций обращается к проблеме теодицеи, доказывает бессилие зла и  могущество добра в этом мире.  Важное место занимает тема  соотношения судьбы и провидения: в мире нет ничего случайного, все в нем имеет разумные основания. Бог-творец подобен художнику, заранее имеющему в своем уме идеальный образ творимого  произведения. Человек обладает  свободой воли до тех пор, пока не сделал выбор, после которого его свобода перешла в  необходимость и канула в вечность.

Рекомендуем прочитать