Бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ неосознанное, подсознательное, досознательное. Категория философии и психологии, получившая весьма противоречивое толкование.  Существует также точка зрения,  оспаривающая реальность  бессознательного. Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании  душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В  философии Нового времени Декартом была основана традиция, которая  связывала сферу духовного, психического исключительно с сознанием.  Позднее Лейбниц выдвинул положение о «малых перцепциях» — досознательных психических актах,  которые он отличал от сознательной апперцепции. Важной вехой в развитии идеи бессознательного была натурфилософия Шеллинга. В ней бессознательное  трактовалось гилозоистически — как  присущий природе «дремлющий дух», просыпающийся  полностью лишь в человечестве.  Высшую форму духовности он видел в искусстве, где происходит  наиболее адекватное слияние с  бессознательным — «поэзией  природы». Эти взгляды Шеллинга были весьма созвучны идеям иенских романтиков, которые, в отличие от него, резко противопоставляли бессознательное как  эстетическое переживание мира  рассудочному понятийному  систематизированию его. Линию на субстанциализацию и иррационализацию  бессознательного, идущую от Шеллинга и романтиков, активно продолжили Шопенгауэр, Э. фон Гартман, Ницше и Бергсон. В то же время в XIX в. возникают и другие  подходы к бессознательному. Так, у Гербарта, Фехнера и Вундта бессознательное — это досознательное психическое, которое  потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь количественно.  Несколько отличной от них является точка зрения Гельмгольца,  выдвинувшего концепцию «бессознательных умозаключений», под  которыми подразумевался скрытый от сознания синтез ощущений. Еще одно направление в  осмыслении бессознательного было связано с изучением психопатологических и гипнотических явлений. В основе их, считали представители данного направления (Бернгейм и Льебо, Шарко, Жане), лежат динамические процессы чисто психологического характера, которые протекают вне сознания, не контролируются им и которые отличны от феноменов  сознания. Специфика данного подхода к бессознательному заключается также в смещении его проблематики в мотивационную сферу, поиск  бессознательных детерминант  поведения. Создателем наиболее  распространенной и влиятельной концепции бессознательного в XX в. был З.Фрейд. Он различал собственно бессознательное — то, что вообще никогда не осознается в  оригинальном виде (сексуальные и  агрессивные влечения, а также вытесненные из сознания мысли, впечатления, импульсы), а также предсознательное — то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности, компоненты  рационально-волевой сферы).  Осознаваться может только то, что  совместимо с социо-культурной  конституцией личности. Сознание же связано с восприятием внешнего мира и  управлением моторными актами. К  области бессознательного Фрейд относил также так называемое «архаическое наследство»  человечества — коллективную  копилку представлений, типических реакцией и механизмов психики. Идея коллективного  бессознательного также широко  использовалась К. Юнгом. Интересные результаты,  проливающие свет на некоторые  аспекты бессознательного, были получены Д. Н. Узнадзе и его  последователями при изучении  феномена неосознаваемой  установки, т. е. психической готовности к совершению умственного или физического действия.

Рекомендуем прочитать