Бердяев

БЕРДЯЕВ Николай  Александрович ( 1874—1948) — философ и публицист. Учился в  университете Св. Владимира (Киев). В 1898 г. был исключен из  университета за связь с «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» и пропаганду марксизма. В 1900 г.  выслан в Вологду, затем в Житомир. В 1904—1908 гг. жил в Петербурге, с 1908 г. — в Москве. В первых  литературных работах примыкал к «легальному марксизму», затем стал противником учения Маркса.  Состоял в партии кадетов. Преподавал  философию в Московском  университете. В 1922 г. выслан за границу. С 1924 г. жил во Франции, был  профессором Русской  религиозно-философской академии в Париже.  Основные произведения:  «Субъективизм и индивидуализм в  общественной философии» (1901),  «Философия свободы» (1911), «Смысл  творчества» (1916), «Философия  неравенства» (1923), «Новое  средневековье» (1924), «Философия  свободного духа» (1927—1928), «О  назначении человека. Опыт  парадоксальной этики» (1931), «Русская идея» ( 1946), «Опыт эсхатологической  метафизики» (1947). В «Смысле  творчества» сформулирован взгляд  Бердяева на человека как на  принадлежащего к двум мирам. Это «мир» (мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где  царствует разъединенность,  разорванность, вражда, рабство) и мир  подлинный (мир без кавычек,  «космос», идеальное бытие, где  царствует любовь и свобода). Задача  человека — освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в  свободу, из вражды «мира» в  космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству,  способностью к которому одарен  человек, поскольку природа  человека есть образ и подобие  Бога-творца. Эти идеи получают развитие в последующих работах Бердяева, в том числе в тех,  которые представляют один из  первых в Европе вариантов  христианского экзистенциализма.  Главным субъектом бытия здесь  становится дух. Объект — результат взаимодействия направленности духа на самого себя («к миру  подлинно сущего, к царству  свободы») и направленности вовне — «к порабощающему миру объектности, к царству необходимости». Рождение мира объектов есть «объективация», для которой  характерна отчужденность объекта от субъекта, поглощенность  неповторимо-индивидуального  безлично-универсальным,  социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность. Религия в мире объективации — сложное социальное явление, где чистое откровение соединено с коллективной человеческой  реакцией на него. Конец истории  Бердяев понимает как преодоление объективации, переход мира на качественно новый уровень  существования. Бердяев считал, что особую роль в деле спасения человечества призвана сыграть  Россия.

Рекомендуем прочитать