Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895—1975) — философ, филолог, культуролог. Автор известных в  мире трудов «Проблемы поэтики  Достоевского», «Творчество Франсуа Рабле и народная культура  Средневековья и Ренессанса». Преподавал философию и литературу,  занимался научной деятельностью. В конце 20-х гг. репрессирован, был в  ссылке. С 1945 г. работал в Саранске  преподавателем Мордовского  педагогического института. В течение 30-ти лет почти не публиковался. Многие исследователи творчества Бахтина считают его автором (или  соавтором) ряда книг, вышедших под  именами его друзей и сотрудников — П.Н.Медведева и В.Н.Волошинова. Философия Бахтина, которую он сам называл философской  антропологией,— это оригинальный сплав идей неокантианства,  феноменологии, философии жизни,  экзистенциализма, герменевтики;  существенно влияние  Достоевского. Эти идеи соединены на основе христианского персонализма с характерными для русской  философии чертами: этической  направленностью, стремлением к цельности в постижении  человеческого мира, с особым  интересом к его эстетической стороне. Бахтин исходит из того, что  каждый человек — уникальное  единство тела, души и духа, «живое сознание», «ценностный центр с собственным кругозором». Его особая значимость для себя и для другого открывается в общении — основополагающем способе человеческой жизни. Общение — диалог, перекличка  неповторимых голосов, в нем совершается взаимопризнание самоценности каждого, находящее высшее  выражение в братском, любовном отношении друг к другу. Диалог создает духовное пространство — культуру — мир  общезначимых ценностей (этических,  эстетических, религиозных,  познавательных и др.), получающих  реальную наполненность, когда они становятся личностно  значимыми. Экзистенциальные мотивы звучат в «философии поступка» Бахтина: индивид — свободная личность с единственным, неповторимым существованием —  должен принять полную  ответственность за свой ценностный выбор, поступок, признать «факт своего не-алиби в бытии». Человек  принадлежит и миру свободы, и миру  необходимости (природной и  общественной). Область закономерного, необходимого изучается  преимущественно естественными, точными и отчасти общественными  науками. Интерес гуманитарных наук  сосредоточен на жизни духа и  свободы, в сфере «бытия выразительного и говорящего», словесного,  личного, со своими рационально  непостижимыми сокровенными  глубинами. Здесь важны не точность, а глубина проникновения, не  объяснение, а понимание, возникающее в диалоге. Это объясняет  принципиальную ограниченность  действенности формальных методов в  гуманитарных науках, в частности в языкознании и литературоведении. Бахтин различает язык и речевое  общение. Язык заключает общий смысл и значение в определенную, принятую в данном сообществе  знаковую форму. Но оживает он в  общении, обретая в слове личностный смысл, неповторимый тон.  Диалогический подход позволяет Бахтину открыть полифоничность романов Достоевского, а в творчестве Рабле — выражение диалога традиций официальной и народной культуры Средневековья и Возрождения.  Характерная черта поэтики  Достоевского — представление разных личностно оформленных  ценностных позиций — автора, героев, ведущих диалог между собой. Он определяет то, что Бахтин  называет «хронотоп» — наполненное смыслом  пространственно-временное поле событий. «Избыток авторского видения» и общий тон его голоса придают целостность художественному произведению. Диалогизм Бахтина  предвосхитил развитие идей ценностного плюрализма в философии конца XX в.

Рекомендуем прочитать