Аврелий

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН  (Блаженный) (354—430) —  крупнейший христианский мыслитель  периода патристики (I—VIII вв. н. э.) и один из наиболее выдающихся  «отцов церкви». В поисках истины  обращался к трактатам Цицерона, ма нихейцев, неоплатоников, но обрел ее лишь в христианстве, к которому он пришел в 387 г. под влиянием проповедника и миланского  епископа Амвросия. Позже и сам Августин был возведен в сан епископа. В  своих произведениях подверг  осуждению свои прежние, как он считал, ошибочные взгляды «языческого» философа (труд «Исповедь»). К главным работам Августина  относятся также «О троице» (400—410), где систематизированы его  теологические воззрения, и «О граде  Божьем» (412—426). В последнем  трактате содержатся  историко-философские взгляды Августина. Борьба между светской (дьявольской)  державой и царством Божьим,  воплощенном в церкви, представлена им как борьба зла и добра. Способ изложения в трудах Августина несистематичен, содержит резкие переходы, бурную критику и  эмоциональный пафос. Его  творчество, не имея монолитного  систематического характера, является как бы источником вдохновения для последующей христианской  философии. При этом Августин так или иначе опирался на античную философскую традицию,  почерпнутую в изложении  неоплатоников, хотя христианской  окрашенности своей философии сам он придавал огромное значение. Его мировоззрение было теоцентрич ным. Бог первичен и является  высшей сущностью (summa essentia). Отсюда —  превосходство души над телом, воли и чувств — над разумом. Бог не только единожды сотворил мир, но  продолжает творить его, постоянно сохраняя. Бог является  важнейшим предметом познания,  познание же относительных,  преходящих вещей бессмысленно  (поэтому столь мало внимания уделяет Августин естественным наукам, искусству и культуре в целом). Направленность к Богу  естественна для человека, и только  через соединение с ним и  испытание своей души человек обретает счастье. Это происходит в силу того, что душа человека близка Богу и бессмертна. В этой  концепции прослеживается влияние Платона и неоплатонизма. Душа  познает Бога, тело же препятствует ей. Превосходство души над телом  требует заботы о душе и подавления чувственных желаний. У Августина, как и у Платона, существуют два  мира; идеальный (в Боге) и реальный (в пространстве, возникший  благодаря воплощению идеи в материю). Основой духовной жизни, по  Августину, является воля, а не разум. Он исходит из того, что сущность вещи проявляется в ее активности.  Активность души — в ее воле, разум же — пассивен, созерцателен. Таким  образом, от идей рационализма и  интеллектуализма Августин переходит к принципу волюнтаризма. Истину о Боге не может познать разум, но лишь вера, относящаяся скорее к  воле. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал  единство веры и познания, не возвышая разум, но лишь дополняя его.  Философия Августина отвергает идею  автономного положения науки, где  разум являлся бы единственным  средством и мерилом истины. Это  понимание соответствовало духу  христианства, и на этой основе могла  строиться последующая фаза —  схоластика. Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он  отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни.  Земная иерархия есть лишь отражение иерархии небесной, «монархом»  которой является Бог. При этом в  духовном плане все люди равны  перед Богом. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и Божественной истории, текущих в противоположных, но взаимно неразделимых сферах,  содержанием которых является бой двух царств — града Божьего и града земного. После прихода Иисуса Божий град усиливается все  более, вмещая лучшую часть  человечества, заслужившую у Бога спасение и милосердие; в земном же граде остаются эгоисты и  стяжатели, забывшие Бога. При этом особое положение в истории  занимает Церковь как зримый  представитель царства Божьего на земле. Понимание общества у Августина является  теократическим. Августин заложил основы новой христианской философии со всеми ее противоречиями (между Богом и миром, верой и знанием, конечным и  бесконечным, добром и злом и д.). Он  отбросил классический подход  греков, основанный на  интеллектуализме и объективизме,  представил мир как продукт  сверхъестественной силы и творение  милости, а воле приписал первенство над разумом.

Рекомендуем прочитать