Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н. э.) — древнегреческий  философ. Родился в полисе Стагира (поэтому его называют также Стагиритом). Выдающийся  ученик Платона, один из слушателей его Академии. В течение трех лет руководил воспитанием юного Александра Македонского.  Вернувшись в Афины, основал  собственную философскую школу — Ликей. После смерти Александра Македонского подвергся  преследованиям, из-за чего покинул Афины. Дошедшие до нас  произведения Аристотеля не являются полными. Существует проблема их хронологической  последовательности и подлинности ряда Аристотель текстов («Аристотелев вопрос»). Наиболее значимые произведения Аристотеля — «Органон»,  «Метафизика» (оба названия появились после смерти автора), «Физика», «О душе», «Никомахова этика»,  «Политика», «Экономика», «Риторика», философия («первая философия»), согласно Аристотелю, должна  изучать сверхчувственное и вечное  сущее, начала и причины.  Чувственное, изменчивое сущее изучает  физика («Вторая философия»). Однако Аристотель критикует платоновское учение об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей. Основные  возражения Аристотеля: 1) идеи в  платоновском понимании бесполезны для познания вещей, поскольку  являются лишь копиями последних; 2) у Платона отсутствует  удовлетворительное решение вопроса об  отношении мира вещей и мира идей, — его утверждение об «участии»  вещей в идеях — не объяснение, а  всего лишь метафора; 3)  противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; 4) в  обоснованном мире идей Платон не  способен указать причину движения и становление вещей чувственного мира. По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, поскольку она есть сочетание «материи» и  «формы» (медный шар — это единство меди и шаровидности).  Онтологически форма—сущность вещи,  гносеологически — понятие о вещи. Материя определяется как  отсутствие формы и возможность  формы. Возникновение вещей есть «оформление» материи, в  процессе которого участвуют четыре  вида причин: материальная,  формальная, производящая и  целевая. Так, материальная причина дома — то, из чего он строится (камни, лес), формальная — план дома, производящая —  архитектор, целевая-— законченное  здание. Неподвижным перводвига телем и формой всех форм  выступает Бог. Основоположник науки логики, Аристотель понимал ее не как отдельную науку, а как  орудие всякой науки («Органон»). Аристотель создал учение о  методе вероятностного знания, об  определении и доказательстве как методах достоверного знания, об индукции как методе  установления исходных положений науки. Разработав учение о душе, ее природе, явлениях восприятия и памяти, Аристотель выступил также основоположником  психологии. Душа понимается как  организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой обладает все живое.  Выделяется три вида души:  растительная, животная и разумная. На учении о душе основывается этика Аристотеля. Разумная  душа имеет рассудочную и  собственно разумную часть. Добродетель собственно разумной части  души — в мудрости, а добродетель рассудочной части души — в  практичности, связываемой с  общественными отношениями.  

Рекомендуем прочитать