Арабская философия

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философия, созданная арабами и некоторыми народами  Ближнего и Среднего Востока, принявшими ислам и пользовавшимися арабским языком. Классический период  арабской философии — VIII—XV вв. С VII в. она развивается в форме  богословской метафизики. К середине VIII в. попытки применить идеи  греческой философии к мусульманской догматике приводят к  рациональному обоснованию теологии ислама: философия мутазиллитов отрицала антропоморфные представления о Боге, Божественное  предопределение и утверждала Божественную справедливость, общезначимость «повеления блага и запрещения зла», возможность познания  Вселенной и Бога. В борьбе с мутазил литами сформировалась школа му такаллимов — последователей  ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие арабской философии  значительное влияние оказало  движение суфизма. Родоначальник  оригинальных трудов арабской  философии — Аль-Кинди. Как и другие представители арабского аристоте лизма, он подчеркивал значение  естествознания; обосновывая  вероучение ислама, считал возможным относительно автономное  существование философии, основанной на разуме. Усвоение аристотелевской философии в неоплатонизирован ном варианте, благодаря  переведенному на арабский язык сочинению «Теология Аристотеля» (изложение работ Плотина), связано с именами Аль-Фараби и Ибн-Сины  (Авиценны). Они доказывали  вечность мира и его независимость от божественного провидения: Бог — «необходимо сущее,  благодаря самому себе»; знание Его простирается лишь на  универсальное, которое есть сам  божественный разум, Его эманации в  вещах и человеческий интеллект. Задача познания — понять этот разум. Параллельно с арабским аристотелизмом шло развитие оппозиционных исламу  философских течений так называемых «чистых братьев», мистических направлений суфизма.  Апологетикой ислама с помощью  рациональных доводов разума  занимались мутакаллимы,  последователи Аль-Ашари. Аль-Газали,  прозванный «доказателем ислама», дал анализ арабских  неоплатоников и их опровержение. После  него основой методологии арабской философии стала  аристотелевская логика. Дальнейшее ее  развитие продолжается в Испании (Андалусии), где она  представлена Ибн Баджжа, Ибн Туфейлем и Ибн Рушдом (Аверроэсом). В  последующие столетия в ней  усиливаются догматическая  теология и мистика. С конца XIX в.  теология и философия постепенно синтезируются в феномен  арабской идеологии ислама.

Рекомендуем прочитать