Анаксимандр

АНАКСИМАНДР (610—540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономи­ей, пытался сравнить величину Земли с другими извест­ными тогда планетами.

А. был первым среди филосо­фов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон — как нечто материальное, качественно неопределен­ное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорив­шими о каком-то одном и обязательно конкретном, каче­ственном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и не­уничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово "апейрон" у всех античных мыс­лителей, включая и А., выступало как прилагательное, т.е. атрибут некоего существительного.)

А. можно счи­тать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуж­дая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состоя­ний. Влажное, согласно А,, может высохнуть, сухое — увлажниться и т.д., т.е. речь шла о взаимосвязи и воз­можности взаимопереходов между различными состоя­ниями материального, более того, противоположные со­стояния, по А., имеют под собой какую-то общую осно­ву, будучи сосредоточены в этом едином — апейроне — из которого они все и вычленяются. Эти идеи А. проло­жили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, — идее единства и борьбы противоположностей.

А. при­писывают одну из первых в интеллектуальной тради­ции Запада формулировок закона сохранения материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие ве­щи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению"). Порождение оформленного Космо­са у А. осуществляется через этап вычленения из "все­объемлющего мирового зародыша", этап "разделения" влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаи­модействия и борьбы последних. А. ввел термин "за­кон", апплицировав понятие общественной практики на природу. Полагал, что порождение всего живого обус­ловлено испаряемой солнцем влагой и поэтому проис­хождение людей можно объяснить изменением "живот­ных другого вида", напоминающих рыб.

Рекомендуем прочитать