Анаксагор

АНАКСАГОР (500—428 до н.э.) — древнегречес­кий (из Клазомен) философ, математик и астроном, око­ло 30 лет прожил в Афинах, фактический основополож­ник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Из­вестное нам сочинение — "О природе". А. известен фактическими исследованиями в области астрономии и метеорологии. Высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживает от Солнца Земля; предсказал падение метеорита во Фракии. Мно­гообразие тел в природе А. сводит к различным неиз­менным, неисчислимо многим и бесконечно малым эле­ментам действительного мира ("семена вещей", "подобочастные", позднее названные "гомеомериями"), кото­рые вначале были в беспорядке смешаны и образовыва­ли хаос. А. отрицал пустоту, утверждал относитель­ность малого и большого, допускал бесконечную дели­мость вещества. Ни одна вещь не возникает и не исчеза­ет, а образуется лишь из трансформации уже существу­ющих вещей ("во всем заключается часть всего").

Идея А. "все во всем" получает оригинальную интерпрета­цию в свете концепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемой современной квантовой физикой. Мировой "ум" ("нус"), тончайшее и легчайшее вещест­во, содержащее, по А., полное знание обо всем и обла­дающее величайшей силой, приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая евро­пейская философская версия модели мира, где деятель­ное начало — определительная характеристика всякой сущности.) Анаксагорическая концепция "ума" ("нуса") как движущей силы космогонического процесса являет собой классический пример техноморфной модели кос­мологии в досократической натурфилософии, неся в своем содержании все типичные для нее характеристи­ки (см. Античная философия). Будучи заключен в ма­терии, в которой он творит, "нус" несоединим с ней. С именем А. связывается начало эксплицитно конституи­руемой и рефлексивно-осмысленной традиции европей­ского интеллектуализма, в рамках которой духовная ав­тономия оценивается как цель и способ существования интеллигенции. Целью, по А. "является теоретическое познание и проистекающая из него свобода" (такой взгляд на вещи сохраняется в западной культуре вплоть до концепций современной экспертократии).

А. высту­пал как один из главных идеологов афинской демокра­тии. Отношения А. с Периклом персонифицируют со­бой первую в европейской истории модель влияния фи­лософов на образ мыслей государственного деятеля. Именно в силу политических причин А. и был осужден на смерть, хотя непосредственным поводом для обвине­ния А. противниками Перикла послужили его астроно­мические взгляды (в частности, ему было инкриминиро­вано отрицание божественной природы Солнца). Сочи­нения А. после его казни были запрещены, и их распро­странение среди афинской интеллигенции (круги Геро­дота, Фидия, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофа­на) может быть оценено как первый европейский преце­дент феномена нелегальной литературы (по свидетель­ству Плутарха, "сочинение его... ходило лишь среди не­многих, причем принимались меры предосторожности и брались клятвы верности").

Рекомендуем прочитать