Аксиология

АКСИОЛОГИЯ  философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и  сущности, об их месте в реальности. Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на  взаимоотношения личности,  общества, государства и мира.  Впервые в истории европейской  философии Сократом был поставлен вопрос о том, что есть «Благо». В платоновско-гегелевской  традиции объективного идеализма ценности рассматривались как неотъемлемая составная часть бытия, т.е. как имеющие  объективный характер. Говоря  философским языком, аксиология  являлась здесь фрагментом  онтологии. Платон считает, что Идея, Истина и Благо суть одно.  Подобный подход характерен для  религиозной, в частности,  средневековой философии, где шкала ценностей не только находится в прямой зависимости от Бога, но и располагается в духовном  пространстве созданного им мира. Аксиология как автономное  философское исследование  возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность»  расходятся; а во-вторых, происходит  размежевание понятий «ценность» и  «истина». В самом деле, как только  ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и  потребность ответить на новые  вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура  человеческих ценностей и др. Позже  возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу. (Так, например, создание  водородной бомбы было крупным  научным открытием, а стало быть,  является научной ценностью, но с  гуманистической точки зрения  водородная бомба — анти-ценность, подлежащая уничтожению).  Различают несколько подходов к  проблемам ценностей. Для первого,  условно назовем его, направления  характерно утверждение о том, что  источник ценностей —  биопсихологические потребности человека. В то же время можно стандартизировать ценности определенным образом — с точки зрения их «полезности» (прагматизм Ч. Пирса и Дж. Дьюи). Получается, что ценности, имея субъективную природу, каким-то образом соотносятся и с миром  эмпирическим, с системой фактов. Второе направление связано с ба денской школой неокантианства (а именно В. Виндельбандом и Г.Рик кертом), которые полагали, что ценность — это идеальное бытие нормы, не соотносимое с  эмпирическим сознанием. Этот подход был развит в последующих  теориях культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, М.  Вебер), выдвигавших тезис о  множественности равноправных  ценностных миров, о замкнутости и несводимости друг к другу  крупных культурно-исторических  систем, что исключало идеи  преемственности и  культурно-исторического прогресса. Для того  чтобы понять некоторую  совокупность ценностных смыслов, в нее необходимо «вжиться». По  существу, отпадает проблема  «подлинных» ценностей, т.е. они  становятся относительными,  релятивными. Это выводит нас в  проблемное поле морального  сознания — а существуют ли вообще какие-то неизменные ценности?

Рекомендуем прочитать