Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ — это учение (или убеждение, установка) в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. В XIX—XX столетиях (прежде всего, в марксистской философской литературе) агностицизм получил упрощенную трактовку как учение, отвергающее вообще познаваемость мира. В отличие от своих противников, признающих познаваемость сущности вещей, агностики связывают себя с обоснованием положения о том, что сущность любой материальной системы в принципе недостижима для достоверного познания. Такова позиция некоторых представителей античной философии (Протагор, Пиррон). В Новое время ее разделяли Д. Юм и И. Кант. Д.Юм, например, отправляясь от того, что следствие отличается от причины, а потому не может быть выявлено в ней, полагал, что доказать существование объективных причинно-следственных связей невозможно; они невыводимы из опыта, т. е. апостериорно, но они неуста- навливаемы также и логическим выведением следствий из причин, т. е. априорно. Есть, однако, субъективная причинность — наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим (нередко по аналогии с уже известной связью) и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. «Природа, — писал он, — держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов» (Юм Д. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1966, с. 35). В XIX столетии широкое распространение получили агностицизм И. Мюллера («физиологический идеализм»), иероглифический агностицизм Г. Гельмгольца, агностицизм вульгарных материалистов (Л. Бюхнера, Я. Молешотта), на рубеже XIX—XX веков — конвенциализм Ж. А. Пуанкаре, в XX столетии — эмпириосимволизм П. С. Юшкевича, «праксеологический» (или «технический») агностицизм Г. Башляра и др. Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. Имеются материалистический и субъективно-идеалистический агностицизм, агностицизм сенсуалистский и рационалистский, юмовский, кантовский и т. д. (если брать имена создателей соответствующих школ), агностицизм этический, физиологический, кибернетический и т. п. (по средствам, характеру аргументации).  

Рекомендуем прочитать