АБАЙ КУНАНБАЕВ

АБАЙ КУНАНБАЕВ (10 авг. 1845—6 июля 1904) — казахский поэт-просветитель. Учился в семипалатинском медресе. Познакомившись с русской поэзией, с  идеями революционных демократов, А. К. призывал свой народ к просвещению, к  освоению передовой русской культуры. В стихах и прозаических «Назиданиях» А. К. переплетаются убежденность в  премудрости бога и стихийно- диалектические мысли о  непрерывном изменении  мира, вера в бога как  первопричину мира и материалистическая тенденция в понимании процесса познания (см. Собр. соч. в одном томе, М., 1954, с. 355; Полное собр. соч., на казахском яз., т. 2, с. 109). 
Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения  укрепляются в сознании человека в виде  
положительных и отрицательных понятий» (Собрание соч. в одном томе, с. 398). Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины (Полное собрание соч., т. 1, с. 36); он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного производствава. Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феодальных этических норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и  возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» (там же, с. 35). По его мнению, человеческое  счастье — «это лишь неразлучные разум и труд» (Собрание соч. в одном томе, с. 227). Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От  поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая лит-ру как важнейшее средство  просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в которыхрых сочетаются «мастерство и  правда» (там же, с. 89). 
Соч.: Шыгармаларынын еш томдык толык жыйнагы, т. 1—2, Алматы, 1957, Соч, в рус. пер,—Собр. соч. в одном томе. Стихотворения. Поэмы. Проза, М., 1954.
Лит.: Очерки по истории философской и общественно- политической мысли народов СССР,т. 2, М., 1956, с. 794—801; Жизнь и творчество Абая Кунанбаева. Сб., Алма-Ата, 1954; Адильгиреев X. М., Абай Кунанбаев как  демократический мыслитель, «Уч. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук», 1955, т. 9; Ауэзов М. О., Абай, кн. 1—2, М., 1958; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Габдуллин Б. А., Этические воззрения Абая Кунанбаева, М,, 1959 (Автореф. дисс); С и л ь ч е н к о М. С, Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Тажибаев Т., Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; Сабитов Н., Абай. Абайдын 1889—1945 жылдары басылган шыгармалары мен ол туралы жазылган эдебиеттердын библиографиялык, керсеткпш, Алматы, 1946. К. Бейсембиев, Алма-Ата. 

Рекомендуем прочитать